АРЕАЛ И ХРОНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ШАРОВИДНЫХ АМФОР А. В. ЗУЕВА
Культура шаровидных амфор была впервые выделена немецким археологом А. Гетце в 1900 г., хотя ее отдельные памятники были известны еще в XIX веке. Она получила свое название по наиболее характерному для нее типу сосудов - шаровидным амфорам с 2 или 4 ушками.
Первоначально исследователи локализовали культуру только в бассейнах рек Одер, Эльба, Висла [1.С.6]. В дальнейшем, по мере накопления нового материала, ее ареал был значительно расширен. На сегодняшний день известно, что культура шаровидных амфор занимала значительную территорию Центральной и Восточной Европы, будучи распространенной: на севере - до Балтийского моря между Ютландией и бассейном Немана, на юге - до Румынии, на западе -в области Заале - Эльба, на востоке - до Волыни, Подолии и Молдавии [9.Rys. 153]. В восточном направлении носители культуры достигли верхнего течения реки Днепр [ 3. С. 120-124], а в западном направлении - верховьев Рейна и Дуная [4. S. 5]. Поэтому в дальнейшем ее ареал может быть еще больше расширен.
Следует отметить, что на разных этапах развития культуры шаровидных амфор ее границы не оставались неизменными. На ранней стадии существования культуры они были значительно уже, чем те, которые определяются по территории ее наибольшего распространения. Но "прародина" культуры долгое время оставалась неизвестной. На протяжении всего времени изучения культуры шаровидных амфор высказывались различные предположения о месте ее сложения. Истоки культуры искали в Северной и Центральной Германии, связывая ее с мегалитическими культурами Западной Европы [11. S. 220], в Верхней Силезии и Малой Польше, в бассейнах Днестра и Среднего Днепра и даже в Причерноморских степях (английский археолог Г. Чайлд считал носителей культуры животноводами -кочевниками[11. S. 220]).
Новое предположение высказал польский археолог Т. Вислян-ский [10. S. 225 - 245]. Он локализует место сложения культуры в восточной части Бранденбурга и Мекленбурга, северной части Силезии, в Великой Польше и Куявии (т.е. в низовьях рек Одры и Вислы) [10. Rys. 1]. Свою точку зрения исследователь обосновывает следующим. Во - первых, на указанных им территориях были открыты памятники, которые можно отнести к старшей фазе существования
культуры (ее отличительной чертой Т. Вислянский считает орнамент керамики, выполненный штампом). Во - вторых, эти территории входили в ареал тех культур, которые оказали значительное влияние на формирование культуры шаровидных амфор (прежде всего это касается культуры воронковидных кубков) [ 10. S. 239 - 240]. И в настоящее время эта точка зрения является общепризнанной.
Благодаря
проведению многочисленных полевых работ и на-
лоплению
большого количества материала было
ус-
тановлено, что, несмотря на кажущееся однообразие, культура имеет значительные локальные отличия. На основе особенностей в форме керамики, типах поселений и погребений было предложено выделение в культуре нескольких локальных вариантов. В настоящее время используется членение культуры на ряд территориальных групп, предложенное Т. Вислянским. Он выделяет следующие локальные группы: западную (охватывающую территории Германии и Чехии), среднюю или польскую (занимающую значительную часть современной Польши) и восточную (к которой относились территории, расположенные восточнее низовьев рек Висла и Буг - в бассейнах рек Неман, Прут, Днестр, в среднем и верхнем течении Днепра). [ 6. Fig. 55]. Силезия (Правобережье р. Одры) рассматривается исследователями как смешанная зона, где происходило взаимопроникновение элементов западной и польской групп [ 4. S. 262]. В свою очередь, в каждой из групп выделяются еще более мелкие локальные варианты [ 1. С. 8 ].
Что касается хронологии культуры шаровидных амфор, то она разработана достаточно точно. Она определяется на основе радиоуглеродного анализа костей людей и животных из погребений и поселений, а также зерен и остатков деревянных конструкций.
Первоначально существование культуры ограничивалось очень непродолжительным отрезком времени - 2300 - 2100 гг. до н. э. [2. С. 47]. В дальнейшем польские археологи значительно расширили время существования культуры. И на сегодняшний день она датируется достаточно длительным отрезком времени - от 3450 г. до н. э. до 2220 г. дон. э. [7. S. 83]. При этом хронологические рамки существования культуры определяются по материалам польской локальной группы. Нижняя граница получена на основе радиоуглеродного анализа зерен из поселения Заренбово, Вроцлавское воеводство, а верхняя определяется по погребению в Клементовицах [ 4. S. 85].
Разработанная хронология позволяет проследить расселение носителей культуры по значительной части ее ареала. Так, Малая
Польша была заселена около 3280 - 2930 гг. до н. э. (этим време-
нем датируются кости и погребальный инвентарь из Сандомира, а
также остатки деревянных конструкций в кремнедобывающих шахтах в Кшеменках Опатовских [ 7. S. 75]). Верховья р. Одры носители культуры достигли около 2870-2670 гг. до н. э (датировка была получена по костям из погребения в Ходзеже [7. S. 77].
Нижняя граница существования культуры на территории западной группы, практически полностью совпадает с польской и относится к 3245 г. до н. э. (датировка была получена по находкам из погребений Klein Rietz около Бранденбурга [ 7. S. 80]). Верхняя граница этой группы старше польской и относится к 2850-2520 гг. до н. э., что определяется по костям и погребальному инвентарю из погребения Кательбоген в Бранденбурге [7. S. 80].
Территория восточной группы была заселена племенами культуры позже остальных - около 2990-2860 гг. до н. э. (этим временем датируется погребение Товпычин на Волыни [ 6. S. 192]). Анализ костей из погребения Ворвулинцы позволяет отнести появление первых носителей культуры на Подолии к 2890 - 2680гг. до н. э. [ 7. S. 65]. Верховья Днепра были освоены представителями культуры около 2670 - 2410 гг. до н.э. ( датировка была получена на основе радиоуглеродного анализа находок из погребения Туринщина под Смоленском [ 7. S. 69]). Верхняя граница восточной группы практически полностью совпадает с верхней границей польской группы и относится к 2320г. до н. э., что было определено по находкам из погребения Пересопница на Волыни [ 7. S. 172].
Подведем итоги. Культура шаровидных амфор первоначально сложилась на равнинных территориях Южной Прибалтики между Вислой и междуречьем Эльбы и Одера в середине IV тыс. до н. э. Оттуда ее носители в течение нескольких столетий заселили территории по левому берегу реки Эльба, а также территории, расположенные восточнее рек Буг и Висла - в бассейнах рек Неман, Прут, Днестр, в среднем и верхнем течении Днепра. Занимая значительную часть Центральной и Восточной Европы, культура не была однообразна, вследствие чего ее делят на 3 локальные группы. Культура существовала почти до начала II тыс. до н. э., причем наиболее продолжительный отрезок времени - на территории польской группы. Причины упадка культуры точно не известны.
Библиография:
1.
Свешников И.
К Культура
шаровидных амфор. М. 1983
2.
Шмщт
E
.
А. Могильник культури кулястих амфор
поблизу Смоленска у верхив 'ях Дншра //
Археолопя. 1992
3.
Кухаренко Ю.
В. Археология Польши. М.
1969
4.
Czerniak
L. Wczesny i
środkowy okres neolitu na Kujawach. 5400-3650
p. n. e.
Poznań. 1994
5.
Kaczanowska
P., Kozłowski J. Najdawniejsze dzieje
ziem Polskich (do VIII
w.).
//
Wielka
historia Polski. T.l. Kraków. 1998
6.
Kruk
J., Miliskauskas
S.
Półosiadle
społeczności hodowców, (kultura amfor ku
listych
w dorzeczu górnej Wisły) //
Rozkwit
i upadek społeczeństw rolniczych neolitu.
Kraków.
1999
7.
Szmyt
M. Between East and West. People of the
globular ampfora culture in East-
ern
Europę. Poznań. 1999
8.
Szmyt
M.
Społeczności
kultury amfor kulistych w Europie Wschodniej // Od
neoli-
tyzacji
do początków epoki branży. Przemiany kulturowe w międzyrzeczu Odry
i
Dniepru
między VI
i
II
tyś.
Przed chr. Poznań. 2001. S.
167-193
9. Wiślanski
T.
Dalszy
rozwój ludów neolitycznych. Plemiona kultury amfor ku
listych
//
Prahistoria
ziem Polskich. T. 2. Neolit.
Wrocław- Warsawa- Kraków-
Gdańsk.
1979.
S.261-299
10.
Wiślanski
T.
Próba
wyświetlenia genezy tzw.
kultury amfor kulistych.// Arche
ologia
Polski. T. VIII.
z.
2.
1963. S.222-245
11.
Wiślanski
T.
The
globular ampfora culture.// The neolithic in Poland. .
Wrocław-
Warsawa-Kraków.
1970.P. 178-231