АРЕАЛ И ХРОНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ШАРОВИДНЫХ АМФОР А. В. ЗУЕВА

Культура шаровидных амфор была впервые выделена немецким археологом А. Гетце в 1900 г., хотя ее отдельные памятники были известны еще в XIX веке. Она получила свое название по наиболее характерному для нее типу сосудов - шаровидным амфорам с 2 или 4 ушками.

Первоначально исследователи локализовали культуру только в бассейнах рек Одер, Эльба, Висла [1.С.6]. В дальнейшем, по мере накопления нового материала, ее ареал был значительно расширен. На сегодняшний день известно, что культура шаровидных амфор за­нимала значительную территорию Центральной и Восточной Евро­пы, будучи распространенной: на севере - до Балтийского моря меж­ду Ютландией и бассейном Немана, на юге - до Румынии, на западе -в области Заале - Эльба, на востоке - до Волыни, Подолии и Молда­вии [9.Rys. 153]. В восточном направлении носители культуры дос­тигли верхнего течения реки Днепр [ 3. С. 120-124], а в западном на­правлении - верховьев Рейна и Дуная [4. S. 5]. Поэтому в дальней­шем ее ареал может быть еще больше расширен.

Следует отметить, что на разных этапах развития культуры шаровидных амфор ее границы не оставались неизменными. На ран­ней стадии существования культуры они были значительно уже, чем те, которые определяются по территории ее наибольшего распро­странения. Но "прародина" культуры долгое время оставалась неиз­вестной. На протяжении всего времени изучения культуры шаровид­ных амфор высказывались различные предположения о месте ее сложения. Истоки культуры искали в Северной и Центральной Гер­мании, связывая ее с мегалитическими культурами Западной Европы [11. S. 220], в Верхней Силезии и Малой Польше, в бассейнах Дне­стра и Среднего Днепра и даже в Причерноморских степях (англий­ский археолог Г. Чайлд считал носителей культуры животноводами -кочевниками[11. S. 220]).

Новое предположение высказал польский археолог Т. Вислян-ский [10. S. 225 - 245]. Он локализует место сложения культуры в восточной части Бранденбурга и Мекленбурга, северной части Силе­зии, в Великой Польше и Куявии (т.е. в низовьях рек Одры и Вислы) [10. Rys. 1]. Свою точку зрения исследователь обосновывает сле­дующим. Во - первых, на указанных им территориях были открыты памятники, которые можно отнести к старшей фазе существования


культуры (ее отличительной чертой Т. Вислянский считает орнамент керамики, выполненный штампом). Во - вторых, эти территории входили в ареал тех культур, которые оказали значительное влия­ние на формирование культуры шаровидных амфор (прежде всего это касается культуры воронковидных кубков) [ 10. S. 239 - 240]. И в настоящее время эта точка зрения является общепризнанной.

Благодаря проведению многочисленных полевых работ и на-
лоплению большого количества материала было                             ус-

тановлено, что, несмотря на кажущееся однообразие, культура имеет значительные локальные отличия. На основе особенностей в форме керамики, типах поселений и погребений было предложено выделе­ние в культуре нескольких локальных вариантов. В настоящее время используется членение культуры на ряд территориальных групп, предложенное Т. Вислянским. Он выделяет следующие локальные группы: западную (охватывающую террито­рии Германии и Чехии), среднюю или польскую (занимающую зна­чительную часть современной Польши) и восточную (к которой от­носились территории, расположенные восточнее низовьев рек Висла и Буг - в бассейнах рек Неман, Прут, Днестр, в среднем и верхнем течении Днепра). [ 6. Fig. 55]. Силезия (Правобережье р. Одры) рас­сматривается исследователями как смешанная зона, где происходи­ло взаимопроникновение элементов западной и польской групп [ 4. S. 262]. В свою очередь, в каждой из групп выделяются еще более мелкие локальные варианты [ 1. С. 8 ].

       Что касается хронологии культуры шаровидных амфор, то она разработана достаточно точно. Она определяется на основе радиоуглеродного анализа костей людей и животных из погребений и поселений, а также зерен и остатков деревянных конструкций.

Первоначально существование культуры ограничивалось очень непродолжительным отрезком времени - 2300 - 2100 гг. до н. э. [2. С. 47]. В дальнейшем польские археологи значительно расши­рили время существования культуры. И на сегодняшний день она датируется достаточно длительным отрезком времени - от 3450 г. до н. э. до 2220 г. дон. э. [7. S. 83]. При этом хронологические рамки существования культуры определяются по материалам польской ло­кальной группы. Нижняя граница получена на основе радиоуглерод­ного анализа зерен из поселения Заренбово, Вроцлавское воеводст­во, а верхняя определяется по погребению в Клементовицах [ 4. S. 85].


Разработанная хронология позволяет проследить расселение носителей культуры по значительной части ее ареала. Так, Малая

Польша была заселена около 3280 - 2930 гг. до н. э.       (этим време-

нем датируются кости и погребальный инвентарь из Сандомира, а

также остатки деревянных конструкций в кремнедобывающих шах­тах в Кшеменках Опатовских [ 7. S. 75]). Верховья р. Одры носители культуры достигли около 2870-2670 гг. до н. э (датировка была по­лучена по костям из погребения в Ходзеже [7. S. 77].

Нижняя граница существования культуры на территории за­падной группы, практически полностью совпадает с польской и от­носится к 3245 г. до н. э. (датировка была получена по находкам из погребений Klein Rietz около Бранденбурга [ 7. S. 80]). Верхняя гра­ница этой группы старше польской и относится к 2850-2520 гг. до н. э., что определяется по костям и погребальному инвентарю из по­гребения Кательбоген в Бранденбурге [7. S. 80].

Территория восточной группы была заселена племенами куль­туры позже остальных - около 2990-2860 гг. до н. э. (этим временем датируется погребение Товпычин на Волыни [ 6. S. 192]). Анализ костей из погребения Ворвулинцы позволяет отнести появление пер­вых носителей культуры на Подолии к 2890 - 2680гг. до н. э. [ 7. S. 65]. Верховья Днепра были освоены представителями культуры око­ло 2670 - 2410 гг. до н.э. ( датировка была получена на основе радио­углеродного анализа находок из погребения Туринщина под Смо­ленском [ 7. S. 69]). Верхняя граница восточной группы практически полностью совпадает с верхней границей польской группы и отно­сится к 2320г. до н. э., что было определено по находкам из погребе­ния Пересопница на Волыни [ 7. S. 172].

Подведем итоги. Культура шаровидных амфор первоначально сложилась на равнинных территориях Южной Прибалтики между Вислой и междуречьем Эльбы и Одера в середине IV тыс. до н. э. Оттуда ее носители в течение нескольких столетий заселили терри­тории по левому берегу реки Эльба, а также территории, располо­женные восточнее рек Буг и Висла - в бассейнах рек Неман, Прут, Днестр, в среднем и верхнем течении Днепра. Занимая значитель­ную часть Центральной и Восточной Европы, культура не была од­нообразна, вследствие чего ее делят на 3 локальные группы. Культу­ра существовала почти до начала II тыс. до н. э., причем наиболее продолжительный отрезок времени - на территории польской груп­пы. Причины упадка культуры точно не известны.


Библиография:

1. Свешников И. К    Культура шаровидных амфор. М. 1983

2.      Шмщт E . А.   Могильник культури кулястих амфор поблизу Смоленска у верхив 'ях Дншра // Археолопя. 1992

3.      Кухаренко Ю. В.   Археология Польши. М. 1969

4.      Czerniak L.   Wczesny i środkowy okres neolitu na Kujawach. 5400-3650 p. n. e.
Poznań. 1
994

5.      Kaczanowska P., Kozłowski J.   Najdawniejsze dzieje ziem Polskich (do VIII w.). //
Wielka historia Polski. T.l. Kraków. 1998

6.      Kruk J.,   Miliskauskas S.   Półosiadle społeczności hodowców, (kultura amfor ku­
listych w dorzeczu górnej Wisły) // Rozkwit i upadek społeczeństw rolniczych neolitu.
Kraków. 1999

7.      Szmyt M.   Between East and West. People of the globular ampfora culture in East-
ern Europę. Poznań. 1999

8.      Szmyt M.   Społeczności kultury amfor kulistych w Europie Wschodniej // Od neoli-
tyzacji do początków epoki branży. Przemiany kulturowe w międzyrzeczu Odry i
Dniepru między VI i II tyś. Przed chr. Poznań. 2001. S. 167-193

9.   Wiślanski T.   Dalszy rozwój ludów neolitycznych. Plemiona kultury amfor ku­
listych // Prahistoria ziem Polskich.  T.  2. Neolit. Wrocław- Warsawa- Kraków-
Gdańsk. 1979. S.261-299

10.       Wiślanski T.   Próba wyświetlenia   genezy tzw. kultury amfor kulistych.// Arche­
ologia Polski. T. VIII. z. 2. 1963. S.222-245

11.       Wiślanski T.   The globular ampfora culture.// The neolithic in Poland. . Wrocław-
Warsawa-Kraków. 1970.P. 178-231