Культура шаровидных амфор на территории Беларуси:

современное состояние и перспективы изучения

Зуева Александра Владимировна

студентка

Белорусский государственный университет, исторический факультет, Минск, Беларусь

E-mail: Al_Zu@tut.by

Культура шаровидных амфор (далее – КША) сложилась в конце IV – начале III тыс. до н.э. в междуречье Вислы, Эльбы и Одера, расширив в течение тысячелетия свой ареал до побережья Балтийского моря, бассейна Верхнего и Среднего Днепра и притоков р. Серет. В конце III тыс. до н.э. ее носители достигли современной территории Беларуси, оставив там ряд объектов, открытых и изученных относительно недавно. В настоящее время в указанном регионе известны: памятник производственной деятельности населения КША Красносельские шахты, который только в последнее десятилетие начал связываться с рассматриваемой культурой (Чарняўскі, 1997); исследованные в 70-х гг. XX в. могильники, расположенные около поселка Красносельский и деревни Малые Едковичи (все – Гродненская область); а также единичные местонахождения керамики и кремневых орудий труда (Szmyt, 1999).

Имеющиеся данные о пребывании носителей КША на территории Украины и Польши (где, например, могильников известно свыше 50 и 250 соответственно) говорят о недостаточной степени изученности культуры на Беларуси. Точная топография, количество и типология памятников, специфические характеристики керамического комплекса и кремневого инвентаря, а, главное, пути распространения, формы контактов с местным населением и, в целом, роль и место КША в общекультурной ситуации не только Беларуси, но и соседних регионов окончательно не выяснены. В связи с этим целью данного исследования был выбран поиск перспектив решения названных проблем.

Нами был проанализирован комплекс публикаций по результатам археологических разведок и раскопок в рассматриваемом регионе, что дало возможность расширить круг памятников КША за счет местонахождений, открытых в течение последних лет. Вторым этапом работы стало ознакомление с фондами Национального музея истории и культуры Беларуси (Минск), Музея Белорусского Полесья (Пинск) и Гродненского государственного историко-археологического музея, заключавшееся в поиске и изучении с помощью методов аналогии и типологии четырехсторонних кремневых шлифованных топоров и долот, являющихся культуроопределяющим признаком КША. Результаты проведенных исследований содействовали введению в научный оборот ранее неизвестных коллекций и позволили озвучить ряд предположений.

В настоящее время мы можем говорить  не менее чем о 73 местонахождениях КША на территории Беларуси, значительная часть которых (57) представлена находками кремневых орудий труда. Учитывая то, что, во-первых, в основном ареале культуры именно эти предметы являлись наиболее распространенными элементами погребального инвентаря (Wiślański, 1970), а во-вторых, информация о контексте их обнаружения, как правило, отсутствует (во многом это связано со слабой изученностью музейных фондов), нам представляется необходимым поднять вопрос о возможности переосмысления накопленного материала и увеличения количества захоронений КША на территории Беларуси. Следует отметить, что первые попытки такой интерпретации уже предпринимались (Чарняўскі, 2000), тем не менее, мы считаем актуальным проведение дальнейших разработок в указанном направлении.

14 местонахождений КША представлены отдельными фрагментами либо развалами керамических сосудов, главным образом шаровидных амфор. Обращая внимание на тот факт, что подобные находки могут быть маркером расположенных в данной местности археологических объектов (в частности, поселений), мы должны подчеркнуть возможную информативность проведения полевых изысканий в вышеуказанных пунктах. Особый интерес представляют памятники с материалами КША, открытые в окрестностях Красносельских шахт, так как несомненное участие шаровидников в освоении залежей кремня позволяет предполагать наличие в названной местности поселений рассматриваемой культуры.

Изменение существующих представлений о структуре памятников КША на территории Беларуси, в свою очередь, должно способствовать расширению знаний о социально-экономическом укладе жизни древнего населения, в настоящее время реконструированном весьма поверхностно (Szmyt, 1999).

Проведенные исследования показали, что местонахождения КША локализованы не только в западных, но и в центральных и восточных районах Беларуси. Полученные результаты актуализируют проблему миграции носителей изучаемой культуры, прежде всего – вопрос о пути заселения бассейна Верхнего Днепра. Если в 90-е гг. рассматривался лишь вариант продвижения шаровидников с юга на север (с территории Волыни вверх по Днепру) (Шмидт, 1992), то новые данные позволяют говорить о возможности их продвижения с запада на восток (из Понеманья через Белорусскую гряду).

Кроме того, расширение ареала КША поднимает проблему выяснения форм и механизмов контактов местного и пришлого населения. В настоящее время факт влияния КША на формирование культур раннего бронзового века указанного региона является доказанным (Szmyt, 1999), при этом сведения о заимствовании восточноевропейских черт шаровидниками практически полностью отсутствуют. В связи с вышесказанным нам представляется перспективным поиск свидетельств влияния автохтонных культур на КША, требующий обращения в первую очередь к керамическому материалу.

Таким образом, проведенные исследования расширяют круг данных, касающихся пребывания носителей КША на территории Беларуси. Увеличение числа объектов рассматриваемой культуры, уточнение их количественных и качественных характеристик позволяет говорить о возможности изменения существующих реконструкций структуры памятников КША. Расширение ареала культуры содействует  пересмотру проблемы миграции шаровидников, а также актуализирует вопрос о взаимодействии различных групп неолитического населения. Наконец, полученные результаты демонстрируют необходимость проведения дальнейших исследований, способствующих выяснению места и роли КША в общекультурной ситуации не только Беларуси, но и всей Восточной Европы в целом.

Литература

1.       Чарняўскі, М.М. (2000) Зямля нашых продкаў // Памяць: Баранавіцкі раен. Мн.

2.       Чарняўскі, М.М. (1997) Культура шарападобных амфар // Археалогія Беларусі. Мн.

3.      Шмидт, Е.А. (1992) Погребальный комплекс культуры шаровидных амфор в верховьях Днепра // Российская археология. № 4. С. 156 – 161.

4.      Szmyt, M. (1999) Between West and East. People of the Globular Amphora Culture in Eastern Europe. 2960-2350 BC. Poznań.

5.      Wiślański, T. (1970) The Globular Amphora Culture // The Neolithic in Poland. Wrocław-Warszawa-Krakσw.