А. В. Зуева (Минск)

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ

НОСИТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОЙ ГРУППЫ

КУЛЬТУРЫ ШАРОВИДНЫХ АМФОР

Культура шаровидных амфор существовала в период с середины IV тыс. до. н.э. до конца III тыс. до н.э., занимая территорию от Эльбы на западе, Балтийского моря на севере до Верхнего Поднепровья, Чехии и Румынии на востоке и юге. Культура не была однообразна, вследствие чего исследователи выделяют в ней три локальных варианта: центральный,  западный и восточный, последний из которых охватывает бассейны рек Неман, Днестр, Серет, Прут, среднее и верхнее течение Днепра [10, s.79 - 83]. На указанной территории получили распространение все классические черты культуры, в том числе – использование огня при совершении погребальных ритуалов.

Прежде всего, следует дать определение понятию «погребальный обряд». Мы рассматриваем его как комплекс ритуальных действий, совершаемых живыми в заботе об умерших. Весь этот процесс можно разделить на четыре смысловых блока: 1 – подготовка умершего к захоронению; 2 – подготовка места захоронения и устройство могилы; 3 – помещение останков в могилу; 4 – ритуалы, совершаемые в память об умершем.

Археологические источники не отражают всех эпизодов этого процесса полностью, тем не менее, мы попытаемся определить, какую роль на каждом из ключевых этапов погребального обряда носители культуры шаровидных амфор отводили огню.  Имеющиеся в нашем распоряжении данные с наибольшей полнотой характеризуют второй и третий этапы, поэтому мы начнем рассмотрение поставленного вопроса с устройства и конструкции могилы.

В восточной группе культуры шаровидных амфор известно всего шесть погребений, в которых зафиксировано применение огня. Все они являются грунтовыми, преобладающий тип их конструкции – каменный ящик. В качестве исключения можно рассматривать только погребение II Красносельского могильника Гродненской области, в котором были найдены фрагменты вымостки  из небольших камней [2, с.212]. В то же время в ареале польской группы культуры обожженные кости людей в большинстве случаев находились в захоронениях без каменных конструкций  [7, s.218].

На этой же территории широко практиковалось разведение огня в погребальной камере до помещения в нее умершего, что фиксируется наличием кострищ в могиле [7, s.163; 10, s.230]. В захоронениях восточной группы кострища практически не известны. Исключением можно считать погребения Колосовка и Аннета Житомирской области, в которых были обнаружены пятна и скопления древесного угля [7. с.13; 28; 33]. Так как костяки не имели следов воздействия огня, можно предположить, что костер в погребальной камере был разведен до помещения в нее умерших.

Более многочисленные случаи применения огня отмечаются на втором и третьем этапах (как правило, взаимосвязанных), т.е. при подготовке умерших к захоронению и помещению их останков в могилу.

В ареале восточной группы культуры шаровидных амфор известно четыре достоверных случая кремации. Если в погребениях польского варианта находятся обугленные кости (как правило, перемешанные с погребальным инвентарем [7, s.234; 269]), то в захоронениях рассматриваемой территории преобладает полное трупосожжение. Так, в погребении Кикова I Житомирской области дно каменного ящика было покрыто слоем пепла и кальцинированных костей [1, с.29], что позволяет говорить о целенаправленном разведении огня непосредственно в погребальной камере. В двух захоронениях той же области (Высокое, Сколобов) кремированные останки людей были ссыпаны в сосуды, выполняющие функции урн [1, с.34; 35]. Исключением является погребение II Красносельского могильника Гродненской области, где были найдены обожженные обломки костей человеческого скелета, перемешанные с погребальным инвентарем [4. s.89]. Последнее из упомянутых захоронений было сильно повреждено, что не дает возможность проследить первоначальное расположение костей.

Кроме того, в гробнице у села Довге Тернопольской области у одного из трех погребенных лицевые кости были обожжены, а под верхней частью грудной клетки найдены мелкие куски древесного угля [1, с.40]. Интерпретации этих погребений неоднозначны. Согласно одной из гипотез, следует говорить о разведении погребального костра и осуществлении частичной кремации вне погребальной камеры [8, s.27]. Другие исследователи предполагают существование обычая разводить костер над телом погребенного [1, с.15]. Аналоги этим погребальным ритуалам известны и на территории Польши [6, s.244].

Наконец, погребальные церемонии завершаются обрядами, совершаемыми в память об умерших. К сожалению, сегодня мы не можем говорить о том, насколько широко на рассматриваемом этапе практиковалось использование огня. Это во многом связано с тем, что в большинстве случаев при раскопках могильников исследовалась только погребальная камера, без прилегающей к ней территории.

Непосредственное применение огня во время совершения погребальных обрядов вышеизложенным и ограничивалось. Однако в некоторых захоронениях восточной группы культуры шаровидных амфор зафиксированы следы применения охры, что ряд исследователей связывает со своеобразным проявлением «огненных» ритуалов, при проведении которых  краска наделялась магическими свойствами пламени[3, с.19].

В двух случаях (погребение Кикова I, Сколобов Житомирской области) погребения со следами красящих веществ содержали остатки кремации [1, с.29; 34], во  всех остальных захоронениях отмечается ингумация. Погребения могли быть как индивидуальными (например, Завадинцы Хмельницкой области [1, с.51]), так и коллективными (Колодяжное II Житомирской области [1, с.32]), причем обычай окрашивания покойника распространялся на все возрастные группы населения.

В захоронениях с трупосожжением охра находится в виде мелких кусков [1, с.29; 34]. В памятниках с трупоположением краска растерта в порошок: в погребениях Лосятин Киевской области, Острог – Карпаты Ровенской области, Суемцы I и Колодяжное II Житомирской области  ею посыпаны костяки, а в последнем захоронении она  частично закрывает и дно гробницы [1, с.27; 30; 32; 36].

Картографирование рассмотренных памятников позволяет прийти к следующим выводам. Погребения с кремацией сконцентрированы главным образом в бассейне рек Уж, Тетерев и спорадически встречаются на территории Подолья и в верховьях Немана. Захоронения со следами  использования охры известны только на востоке Волыни, что во многом может объясняться влиянием ямной культуры, чей ареал находился к юго-востоку от рассматриваемой территории [3;8].

В заключение обратимся к тому, какой внутренний смысл могли вкладывать носители культуры шаровидных амфор в разведение огня при совершении погребений. Наиболее распространенная трактовка связывает эту практику с культом солнца, существовавшим у племен, занимавшихся производящим хозяйством [5, s.250; 8, s.291]. Известно предположение о том, что огонь способствовал поддержанию связи между умершими и его родственниками [9, s.295]. Существует гипотеза, согласно которой разведение погребальных костров и принесение ритуальных жертв обеспечивало умершего всем необходимым для загробной жизни [7, s.259].

В целом вопрос о семантике огня в погребальной практике носителей культуры шаровидных амфор далек от окончательного разрешения, и поиски ответа должны заключаться не только в реконструкции идеологических представлений древних людей, но и в ее сопоставлении со всей системой их жизни.

 

 

 

 

 

 

 


Литература

1.          Свешников И. К. Культура шаровидных амфор // САИ. Вып. В1– 27. М. 1983.

2.          Чарняускi М. М. Культура шарападобных амфар // Археалогiя Беларусi. Мн. 1997. Т. 1. С. 211 – 219

3.          Шапошникова О. Г., Фоменко В. Н., Довженко Н. Д. Ямная культурно – историческая общность (южно – бугский вариант) // САИ. Вып. В 1 – 3. Киев. 1986.

4.          Charniauski M.  Materials of the Globular amphora culture in Belorus // Eastern Exodus of the Globular amphora people: 2950 – 2350 BC. Poznań. 1996. P. 87 – 98.

5.           Jażdżewski K. Kultura amfor kulistych // Pradzeje Europy środrokowej. . Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk. 1981. S. 248-255.

6.          Krzak K. Megality Europy. 1994.

7.          Nosek S. Kultura amfor kulistych w Polsce. Wrocław-Warszawa-Kraków. 1967.

8.          Szmyt M. Between West and East. People of the Globular amphora culture in Eastern Europe. 2960-2350 BC. Poznań. 1999.

9.          Wiślański T. Dalszy rozwój ludów neolitycznych. Plemiona kultury amfor kulistych // Prahistoria ziem polskich. T. 2. Neolit. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk. 1979. S. 261-299.

10.      Wiślański T . Kultura amfor kulistych w Polsce połnoczno-zachodniej. Wrocław-Warszawa-Kraków.1966.

11.      Wiślański T. Organizacja grup społczesnych kultury amfor kulistych // Podstawy gospodarcze  plemion neolitycznych w Polsce połnoczno-zachodniej. Wrocław-Warszawa-Kraków.1966. S. 273 – 326.

12.      Wiślański T. The Globular amphora culture // The Neolithic in Poland. Wrocław-Warszawa-Kraków. 1970. S. 178 – 231.