ЗАХОРОНЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НОСИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ ШАРОВИДНЫХ АМФОР (ПО МАТЕРИАЛАМ ПАМЯТНИКОВ ТЕРРИТОРИИ ПОЛЬШИ) А.В. Зуева
Культура шаровидных амфор существовала с середины IV
тыс. до н. э.до конца III тыс. до н. е. [9, p. 83], занимая территорию от Эльбы на западе,
Балтийского моря на севере до Верхнего Поднепровья, Чехии и Румынии на востоке и
юге. Культура не была однообразна, вследствие чего исследователи выделяют в ней
3 локальных варианта.[11, s. 79-83]. В центральной группе, охватывавшей
территорию современной Польши, получили распространение все классические черты
культуры, к которым относятся захоронения животных.
Можно выделить несколько их
типов: I тип - кости животных находятся в одной погребальной камере вместе с
костями человека. Этот тип делится на 2 подтипа: А – захоронение отдельных
костей животных; В – захоронение скелетов животных. II тип – кости животных
находятся в отдельной могиле. Этот тип также делится на 2 подтипа: А –
погребения животных связаны с погребением человека; В – самостоятельные
захоронения животных.
Преобладают погребения типа
IA. В большинстве случаев в захоронении находились зубы или нижние челюсти
свиньи или кабана. Количество их варьировалось от 1 зуба в погр. Можице, пов. Радзеюв [ 11, s. 183] до нескольких десятков в погр. Стодолы, пов. Опатув
[7, s. 188-189]. Как правило, они были перемешаны с погребальным инвентарем, и
лишь в единичных случаях (погр. Стшижув, пов. Хрубешув, находились около костяка человека. [7, s. 206]). Существует
предположение, что такая погребальная практика была связана с распространением
культа тотемного животного, которым у носителей культуры шаровидных амфор и
являлась свинья [6, s. 250]. Погребения типа IA были локализованы главным
образом в междуречье Варты и Вислы, Вислы и Вкры. Схожая погребальная практика
была характерна для носителей
культуры радиальной керамики, чей
ареал также включал бассейн р. Висла [2, s. 89].
Погребения типа IВ
характеризуются большим разнообразием. В 6 захоронениях могильника
Куржентковице, пов. Олава, находились сильно обожженные кости людей,
перемешанные с менее обожженными костями животных [12, s. 12-17]. Автор
публикации предполагает, что подобная практика была связана с традициями
погребальной тризны и трапезы [6, s. 250].
В большинстве случаев в
погребальной камере находились фрагменты скелетов крупного рогатого скота.
Исключением являются погребния Рациборовице, пов. Хельм и погр.I могильника Сток-А, пов.
Пулавы, в которых были обнаружены еще и скелеты овец, коня и свиньи [7, s.
44-47]. Как правило, кости животных находились в хаотичном порядке, но при этом
случаи их перемешивания с костями людей неизвестны. Обычно кости людей и
животных находились в ротивоположных частях погребальной
камеры.
Интерпретация подобных
захоронений неоднозначна. Согласно одной из гипотез, животные предназначались
умершему для его загробной жизни [6, s. 250]. Согласно другой - животные были
погребены в одной могиле вместе с человеком, который заслужил уважение
соплеменников как выдающийся скотовод [2, s. 250]. Наибольшая концентрация
захоронений типа IB отмечается в междуречье
Вислы и Вепша (Пулавский повет).
В погребениях типа
IIА можно выделить 2 группы
захоронений: 1 - с использованием каменных конструкций; 2 - без них. Погребения
типа IIА1 характерны для курганных
памятников. Захоронения животных могли находиться над погребальной камерой и под
каменной вымосткой, образовывавшей ядро насыпи (Жешинек, мог. А, С; Стшельце,
насыпь III пов. Могильно [ 7, s.
263]). Погребение животных могло находиться и в каменной конструкции рядом с
основной погребальной камерой (например, мог. Кежково, пов. Жнин [ 6, s. 248]).
Такая погребальная практика могла быть связана с традициями ритуальных
жертвоприношений при погребении знатных соплеменников [6, s. 250]. Локализованы
подобные погребения были главным образом в междуречье Вислы и
Нотеци.
Погребения типа IIА2 встречаются как в
курганных, так и в грунтовых захоронениях, но если в первых кости животных находились в хаотическом порядке, то
во вторых – в анатомическом. Например, в погребении на поле “Гайовизна” в Злоте,
пов. Сандомир, в захоронении находились
костяки 2 коров, причем животные лежали на боку с подогнутыми под туловище
ногами [7, s. 187]. Основная территория локализации погребений типа IIA2 – Верхняя Силезия,
междуречье Вислы и Каменки.
Таким образом, погребения
животных типа IIА были сконцентрированы
главным образом в междуречье Варты и Вислы, Вислы и Каменки. При этом погребения
с использованием каменных конструкций распространены в Куявии и Западной
Великопольше, а в Малой Польше встречаются исключительно погребения без каменных
сооружений. В бытовании подобной погребальной практики можно отметить как
влияние немегалитических культур на юге, так и мегалитической культуры
воронковидных кубков на севере [8,
s. 307].
Наконец, характерным
элементом погребального обряда культуры шаровидных амфор являются
самостоятельные захоронения животных (тип IIА). Погребения были
единичными (Колония Денбице, пов. Влоцлавек, погр. Адольфин, пов. Александрув
Куявский и проч. [11, s. 203 – 204; 9, s. 76]) или образовывали могильники,
состоящие из нескольких десятков захоронений (Злота, пов. Сандомир [10, s.
295]). Подавляющее большинство погребений типа IIA не имело каменных
конструкций. Исключение составляют захоронения I – III в Бжесть Куявске, погр.
I (I) в Пикутково, пов.
Влоцлавек, и яма III в Йордануве Силезском, где
находилась каменная вымостка, на
которой и размещались скелеты животных. [7, s. 112 – 113; s. 123; s. 247].
Как правило, в погребении
находился один скелет коровы, который лежал на боку с подогнутыми к туловищу
ногами. В двух погребениях Влоцлавского повета такое же расположение имела
передняя половина скелета крупного рогатого скота [7, s. 113; 11, s. 203]. Если
в погребении находились скелеты двух коров, то они были расположены симметрично:
голова и ноги повернуты друг к другу. Такое положение костяков встречается в
погр. II, III, V в Бжесте Куявском, погр.
I в Пикутково, пов. Влоцлавек
[11, s. 203 – 204; 7, s. 126].
Как полагают исследователи,
возникновение подобных захоронений могло быть связано с первой весенней вспашкой
поля, в честь чего и погребали пару тяглого скота [1, s. 118; 2, s. 137; 3, s.
252; 6, s. 250]. Погребения типа IIВ были локализованы главным
образом в междуречье Вислы и Нотеци, Вислы и Каменки, а также Верхней Силезии. В
Центральной Польше преобладают погребения с каменными конструкциями, а на юге
они отсутствуют. Это можно объяснить тем, что носители культуры шаровидных амфор
заимствовали особенности погребального обряда южных культур дунайского круга,
для которых не были характерны каменных сооружений в захоронении [7,
s. 307]. На более северных
территориях отмечается влияние культуры воронковидных кубков, носители которой
возводили мегалитические погребения [5, s.
154].
Подведем итоги. Погребения
животных встречаются практически повсеместно, образуя ряд локальных вариантов.
Для Люблинской и Хельминской земель характерны погребения типа IB, для территории,
ограниченной реками Висла, Нида, Каменка – типа IIА и IIВ. На территории Верхней
Силезии встречаются как погребения типа IB, так и типа IIB, причем для них каменные
конструкции не были характерны. В междуречье Варты и Нотеци преобладают погребения
типа IIA1. Наиболее многочисленны
захоронения животных в междуречье Вислы и Нотеци. Здесь преобладают погребения
типа IA, а также типа IIB. Только в Куявии были
открыты не известные на других территориях захоронения половины скелета коровы.
Захоронения животных
существовали в традиции как мегалитических, так и немегалитических культур
Европы, оказавших влияние на развитие подобной практики и у носителей культуры
шаровидных амфор. Но именно у последних этот феномен получил свое наибольшее
распространение, что во многом было связано с той значительной ролью, которую
играло животноводство и земледелие в жизни неолитических племен.
Литература
1.
Hensel W. Plemiona kultury amfor kulistych // Polska
starożytna. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk. 1980. S. 110-119.
2.
Hensel W. Polska starożytna.
Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk 1988V .z. 1-2. S. 38-47.
3.
Kowalczyk K. Dwa
groby kultury amfor kulistych z Lasu Stockiego i Stoku, pow. Puławy
// Sprawozdаnia Państwowiego Museumu Archeologicznego. 1953. vol.V .z. 1-2. S. 38-47.
4.
Kowalczyk K. The funnel amphora culture // The
Neolithic in
5.
Jażdżewski K. Kultura amfor kulistych // Pradzeje Europy
środrokowej. . Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk. 1981. S. 248-255.
6.
Krzak K. Megality Europy. 1994.
7.
Nosek S. . Kultura amfor kulistych w Polsce.
Wrocław-Warszawa-Kraków. 1967.
8.
Sochacki Z. The Radial-decorated culture // The
Neolithic in
9.
Szmyt M. Between West and East. People of the Globular
amphora culture in
10.
Wiślański T. Dalszy rozwój ludów neolitycznych. Plemiona kultury amfor kulistych //
Prahistoria ziem polskich. T. 2. Neolit. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk. 1979.
S. 261-299.
11.
Wiślański T . Kultura amfor kulistych w Polsce
połnoczno-zachodniej. Wrocław-Warszawa-Kraków.1966
12.
Wojciechowski W. Kultura amfor kulistych na Dolnym Sląsku //
Silesia Antiqua. 1967.
vol. IX. S. 7-36.